Какие просьбы могут разозлить или отпугнуть телефонных мошенников
Внезапный телефонный звонок и информация, которую чаще всего не ожидаешь услышать, вводят в тупик. На это и рассчитывают телефонные аферисты. От того, какую роль в этом спектакле выбрал мошенник, будет зависеть то, какие просьбы могут отпугнуть или разозлить телефонных мошенников. Как обезопасить себя от жуликов и какую информацию ни в коем случае нельзя называть.
Методы работы телефонных мошенников
Цифровизация и развитие мобильных средств связи привели к появлению нового вида мошенничества – телефонное мошенничество. Злоумышленниками разработано множество различных схем телефонных краж и вымогательства.
- Реклама и интернет-магазины. Этот вид телефонного мошенничества примитивный и до безобразия откровенный. Заключается в навязывании покупки чего-либо прямо здесь и сейчас по выгодным ценам и с шикарными подарками. Первая проблема таких звонков – они жутко раздражают. Вторая – шопоголики часто становятся жертвами таких горе-продавцов и, в лучшем случае, получают второсортный товар по завышенным ценам, а в худшем – «дарят» деньги неизвестному абоненту.
- Банковские работники. Самыми распространенными и опасными являются попытки кражи средств с банковских карт. Абонент представляется сотрудником банка и чаще всего сообщает о совершении сомнительного перевода денежных средств с карты. Все может звучать весьма убедительно – к жертве будут обращаться по имени отчеству (узнать его по номеру телефона совсем не трудно). Далее сотрудник банка предлагает продиктовать данные карты или назвать код из СМС, высланной на номер держателя карты. Алгоритм действий ничего не напоминает? Так совершаются денежные переводы и оплата интернет-покупок. То есть абонент добровольно переводит свои средства неизвестно кому. Важно! Сотрудники банка никогда не звонят по вопросам денежных переводов. Сомнительные операции блокируются автоматически!
- Помощь близким. Помочь другу или родственнику – дело святое! На этом постулате и зиждется еще один тип телефонного и интернет мошенничества. Телефонный звонок или СМС с просьбой о помощи или сообщения в социальных сетях с таким же содержанием приходят все чаще. Хотя о помощи принято просить лично, люди все равно продолжают верить в такие сообщения и в приступе страха начинают выполнять просьбы и переводить деньги по номеру телефона или на указанный в сообщении номер карты, вместо того, чтобы позвонить этому самому другу лично. Такая схема работает в отношении матерей, отцов, бабушек и дедушек, переживающих за своих детей и внуков.
Случается, что мошенники звонят на номер и, представившись сотрудниками милиции, просят внести залог за провинившегося «ребенка», который якобы пребывает в КПЗ.
Как разозлить или спугнуть телефонных мошенников
Просто бросать трубку каждый раз – не способ борьбы с телефонным мошенничеством. Но можно попробовать отпугнуть аферистов и отбить им желание впредь звонить на ваш телефонный номер, достаточно уверенно участвовать в беседе и задавать собеседнику «некомфортные» для него вопросы. Какого содержания будут эти вопросы – зависит от типа мошенничества.
Уверенный ответ, просьба назваться
При работе мошенников по схеме сомнительных торговых или рекламных агентов, лжеоператоров сотовой связи замечется тенденция, что аферист рассчитывает на неуверенность жертвы, на возможность застать врасплох и сам, как правило, не готов к полноценному диалогу. Поэтому даже имя, которым он представляется, не всегда запоминает.
Так, если переспросить несколько раз данные работника, он может называть разные имена за время разговора. Кроме того, дополнительные вопросы выводят злоумышленников из равновесия, и они теряют интерес к жертве.
Предупреждение о записи разговора
Каждый раз, когда звонит неизвестный номер и, уж тем более, когда во время разговора человек понимает, что имеет дело с мошенниками, стоит остановить говорящего и предупредить о том, что свои телефонные разговоры вы записываете в целях безопасности.
Запись разговора может служить прямым либо косвенным доказательством преступления и быть использования для опознания мошенника. Этот факт и отпугнет преступника.
Запросите данные организации звонящего
Чтобы создать дискомфорт абоненту, задайте несколько простых вопросов. Например, «Назовите, пожалуйста, ИНН и ОГРН организации». После этого попросите минуту ожидания и проверьте данные в интернете. Скорее всего, если организация имеет сомнительное происхождение, данных оператор не назовет, для существующей фирмы ИНН и ОГРН – обязательные данные, которые любой оператор колл-центра назовет без особых проблем.
Ну, и сама просьба подождать мошенникам не нравится, они стараются вести беседу быстро и максимально невнятно.
Если абонент продолжает навязывать товар или услуги, продолжайте задавать вопросы о происхождении и принадлежности фирмы, ее названии и юридическом статусе. В общем, проявляйте интерес к компании, а не к товару, и тогда есть шансы, что этот звонок от навязчивого продавца будет последним.
Ссылайтесь на закон о защите личных данных
Этот способ действия поможет при работе с так называемыми сотрудниками службы безопасности банка. Настойчивые просьбы назвать какие-либо данные и угрозы о том, что позже решить проблему не получится, и карта будет заблокирована, и средства уже не вернут, легко остановить одним упоминанием о законной силе прав на защиту личных данных, на отказ от предоставления конфиденциальной информации. Тем более, если речь идет о телефонном разговоре, где нет возможности подписать письменное согласие, которое обязан брать сотрудник любой организации, запрашивая личные данные клиента.
Какие данные нельзя называть ни в коем случае
При любой форме телефонного мошенничества главное – сохранять спокойствие и не бояться задавать вопросы собеседнику, а на его вопросы не спешить давать ответы. Категорически запрещается назвать такие данные, как:
- Номер карты.
- CVV-код банковской карты.
- Срок действия банковской карты.
- Пин-коды и какие-либо пароли.
- Личные данные (они могут быть использованы при мошенничестве в дальнейшем).
Будьте бдительны и не спешите отвечать незнакомому абоненту на поставленные вопросы!
Оставить комментарий